Среда, 24 Апр 2024, 12.52.01
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Сущность и основные факторы рынка

1. Понятие рынка и его функции 

Современный рынок - это любая система, позволяющая производителям (продавцам) и покупателям совершить свободную куплю-продажу товаров и услуг. Сегодня рыночные структуры выступают в самых разнообразных организационных формах. Это могут быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная, биржи или биржа труда; обычный книжный магазин, телефонная, страховая или юридическая компания; газетные объявления типа "продаю-покупаю"; наконец, всемирный компьютерный универмаг "Интернет". Главные из множества видов рынков можно сгруппировать по трем признакам (рис. 1).

Рис 1. Основные виды рынков

Каждая из представленных групп, в свою очередь, делиться на самые разнообразные разветвления - системы и подсистемы, секторы и подсекторы. Так, потребительский рынок (вторая колонка) включает рынки одежды, обуви, автомобилей, жилья, продовольствия и пр. (а в числе последнего можно выделить секторы овощей, фруктов, молочных, мясных, рыбных и других продуктов); рынок средств производства - это рынки  земли, кормов, газа, станков, электроэнергии и так далее; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и пр.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов. 

Поясняя третью колонку рисунка, отметим, что под местным рынком подразумевается рынок какого-либо города, села, региона; под национальным - внутренний рынок той или иной страны; под международным региональным - общий рынок определенного ряда стран (например, 15 государств Европейского Союза); наконец, мировой рынок охватывает либо товарообменные связи по миру в целом, либо рынок того или иного товара в мировом масштабе (скажем, мировые рынки бананов, кофе, зерна, золота, нефти).

2. Функции рынка 

1. Посредническая функция: Состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей продуктов, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке свободной купли-продажи товаров, свободных цен, свободной  игры спроса и предложения.

2. Ценообразующая  функция: Рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате стихийного взаимодействия этих рыночных сил складываются цены - главные экономические показатели значимости товаров и услуг. 

3. Информирующая функция: В данном случае сложившиеся цены как бы "сообщают" предпринимателям о текущем состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем, на чай, кофе, какао), через их падение или рост деловые люди узнают о размерах производства той или и иной продукции, о насыщенности рынка товарами, об изменениях предпочтениях потребителей и т. д. 

4. Регулирующая функция: Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные сферы сферы бизнеса с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство (и предложение продукции) сокращаются, а во вторых - растет. с потребительской стороны все наоборот: низкие цены притягивают покупателей, увеличивая спрос на продукцию, а высокие - отталкивают и уменьшают спрос. Благодаря таким чутким колебаниям цены координируют действия миллионов людей.

5. Стимулирующая функция: Также осуществляет с помощью рыночных цен. В данном случае через них стимулируется хозяйственная эффективность. Цены "Вознаграждают" дополнительной прибылью тех, кто совершенствует свое производство, увеличивает его производительность, снижает издержки.

6. Оздоравливающая функция: Выглядит жесткой, на экономически оправданной. Рынок здесь "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей, не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, завышают цены и плохо употребляют бизнесом, терпят поражение конкурентной борьбе и "наказываются" банк-ротством  (даже в благополучном ФРГ, например, ежегодно разоряется около 30 тысяч фирм). И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

2.Основные факторы рыночного саморегулирования

Выше упоминалось, что рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции. Этот механизм включает три главных взаимосвязанных фактора: (1) рыночные цены, (2) спрос и предложение товаров-услуг, а также (3) конкуренцию (рис. 3)

                        Рис. 3. Три фактора рыночного саморегулирования 

Наименьшего пояснения требуют рыночные цены, поскольку они представляют фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Их регулирующие действие уже показано в функциях рынка. Спрос представляет платежеспособную потребность в определенных товарах. Они измеряются тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода. Можно, к примеру, сказать, что при цене костюма 200 д. е. недельный спрос на этот товар составляет 1000, а при цене 210 д. е. - 900 штук. "Напарник" спроса - предложение - это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени. Так, например, если производители телеприемников готовы продавать их по цене 2000 д. е. и в количестве 1000 штук в неделю, то это и составит предложение определенного товара.

Наконец, конкуренция (от лат. cocurrere - сбегаться, сталкиваться). Она в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так, производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле произвести и как можно больше и дороже продать; наемные работники - получить большую заработную плату; потребители - купить товары качественные и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую (рис. 4).

                Рис. 4. Основные формы и методы конкуренции 

 Ценовая конкуренция - это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся продолжить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами. Еще более разнообразны методы ценовой конкуренции. Это, в частности, (а) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; (б) лучшая система продажи и после продажного обслуживания (продажа в кредит, доставка товара на дом, дополнительные гарантии); наконец, (в) привлекательные реклама и оформление товара (конкретная и полезная информацию о нем вместо пустых призывов; фирменный знак, стиль, яркая упаковка).

Все эти методы не ценовой  конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, то есть его видоизменение и обновление (для разнообразия), а также наделение товара "фирменными" чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента. Подобный выпуск по существу одних и тех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет выбор потребителей - в этом плюс товарной дифференциации. Но есть и минус: трудно различить подлинные и мнимые улучшения продукта, растут затраты времени и нервов при покупках.

Оценивая конкуренции, Альфред Маршалл замечает, что от нее "отдает слишком большим привкусом зла", проявлениями "эгоизма и безразличия к благополучию других людей" (26-1,61). Это верно, примитивные капиталисты-хищники ведут конкуренцию жестокими методами. Но, во-первых, по мере того как цивилизуется общество, число этих диких людей сокращается. А во-вторых, нормальная конкуренция - это могучая животворная сила рыночной экономики, играющая в ней многогранную позитивную роль (рис. 5).

   

                       Рис 5. Роль конкуренции в экономике

Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и снижение затрат, "отбраковывая" убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективность экономики. Благодаря ей создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнеров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей. 

Вместе с тем конкуренция постоянно находится под угрозой сговора бизнесменов или чрезмерной конкуренции их экономической мощи в одних руках с целью безраздельного рыночного господства. В результате возникает своего рода враг конкуренции - монополия.

Доманская Ольга Павловна