Вторник, 23 Апр 2024, 15.23.52
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Монополия и конкуренция

1. Сущность и основные признаки монополизма

Монополия в узком смысле - это рыночное господство одного продавца. В экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий (рис.1): собственно монополию, олигополию, монопсонию и олигопсонию.

Рис.1 Формы рыночного господства 

Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются следующие три: высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединявших фирм; доминирующее, то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке определённых товаров и установление монопольных цен и, благодаря этому, получение для себя сверхприбылей. Суть своекорыстных действий монополиста сводится к тому, что, намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены. В отличии от этого монопсонист, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков, создаёт для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены. 

2. Монополия естественная и искусственная 

По происхождению выделяют два главных вида монополии: естественную и искусственную. Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным условиям. Например, в отраслях, где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс, поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. наконец, монополия естественная при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п. Иное дело - искусственная монополия. это монополия "рукотворная", специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой хозяйственной деятельности. при этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или подавляют своих конкурентов; или осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников; или добровольно объединяются друг с другом в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно. Исторически сложились три главных формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные различия между ними - в широте соглашений участков и "плотности" их объединения. Так, наиболее простая и до сего дня распространённая форма - картель. Его участники договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен. При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность - как производственную, так и коммерческую.

Доманская Ольга Павловна