Пятница, 26 Апр 2024, 07.45.16
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Социальная политика государства

Содержание

  1. Социальная роль рынка и государства 
  2. Доходы населения: структура и показатели
  3. Принципы распределения доходов в обществе 
  4. Проблема неравенства доходов в обществе 
  5. Кривая Лоренца и индекс Джини 

1. Социальная роль рынка и государства: термин "социальный" (напомним, от лат. socialis - общественный) характеризует все то, что связано с жизнью благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе. Причем в решении многих социально-экономических проблем велика роль самого рынка. Во-первых, он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда. Во-вторых, повышая эффективность экономики в целом, он создает материальную базу для роста благосостояния всего общества. И в-третьих, именно рынка заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов людей, поскольку через возможность "голосования кошельком" он дает право каждому реально влиять на производство.

Но рынок не идеален, не всесилен и не может обеспечить социальный гарантий для всех членов общества. Устранить этот "изъян", превратить чисто рыночное хозяйство в социально-рыночное и призвана социальная политика государства. Ее суть - в регулировании социально-экономических условий жизни общества, в заботе о благосостоянии всех его граждан. Как пишет швейцарский экономист Симонд де Сисмонди (1773-1842), "государства должно стремиться к такому порядку, который обеспечил бы и бедному и богатому довольство, радость и покой" и при котором бы никто не страдал. Подобный подход предполагает два главных направления социальной политики (рис. 7).

Рис. 7. Главные линии социальной политики государства

Первое направление касается всех трудоспособных членов общества. Им обеспечивается благоприятные возможности и стимулы для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов любой законной деятельностью. Здесь может быть целый комплекс таких мер, как либерализация бизнеса (то есть освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям полной свободы предпринимательства в рамках закона и ответственность); поощрение малого бизнеса (кредиты, налоговые льготы, техническая и другая помощь); поддержание высокой занятости в обществе (увеличение рабочих мест в госсекторе; содействие профессиональному обучению, переквалификации,   трудоустройству людей, их переселению из трудоизбыточных в трудодефицитные районы);  регулирование трудовых отношений (минимальной оплаты труда, продолжительности рабочего времени, отпусков, охраны труда и пр.)

Второе направление - обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих, безработных, то есть определенного стандарта благосостояния для всех. Это достигается за счет налогово-бюджетного перераспределения доходов в обществе и развития государством социальной сферы (школ, клиник, служб занятости, системы пособий, зон отдыха, спорта и пр.).

Так, получатели низких доходов могут вообще освобождаться от налогов. А повышение налогообложение лиц с высоким доходами и другие налоги и отчисления позволяют собрать в бюджете необходимые средства для выплаты пенсий инвалидам и пожилым, пособий безработным и малоимущим, а также для предоставления всем бесплатного общего образования, жизненно важной медицинской помощи и других бесплатных и льготных благ.

Однако мудрые государства не ограничивают пособиями. "Подавать легко, - замечает Форд, - гораздо труднее сделать подачку излишней". Многим можно помочь по-другому. Так, людям с неполными физическими возможностями (скажем, незрячим) можно создать благоприятные условия для посильной деятельности, и тогда "неспособные к содержанию самих себя будут извлечены из класса "непроизводящих" и включены в класс производящих". К тому же для человека часто важны не полученные , а заработанные доходы и сознание своей вовлечённости в полноценную жизнь.

2.Доходы населения: структура и показатели - Уровень благосостояния людей характеризует прежде всего получаемые доходы. Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д. Понятие дохода шире понятия заработной платы, поскольку доход может содержать и другие денежные поступления. Подобно различению номинальной и реальной зарплаты, доходы тоже рассматривают на разных уровнях используя три основных  показателя (рис. 8).      

Так, номинальный доход - это общее количество денег, которое получено отдельным лицами (или начислено им) за определенный период. Структура этого дохода включает такие элементы, как факторные доходы (то есть, что получены от использования собственных факторов производства, - заработная плата, рента, процент, прибыль); выплаты и льготы по линии государственных социальных программ (трансфертные платежи); плюс другие поступления - проценты по вкладам в банки и облигациям, дивиденды на акции, страховые суммы, лотерейные выигрыши и прочее (рис. 9).

Рис. 9. Структура денежных доходов

В отличие от номинального: располагаемый доход представляет только ту часть номинального дохода, которая может быть использована непосредственно на личное потребление товаров и услуг, а также на сбережения. Иными словами, располагаемый доход равен номинальному минус налоги и другие обязательные платежи (отчисления в пенсионный фонд, на социальные нужды и другие).

Третий показатель - реальный доход - отражает покупательную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода (то есть здесь учитывается возможное изменение цен). Иначе говоря, это доступная каждому лицу (по доходу, которым он располагает) индивидуальная "потребительская корзина".

Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансфертные платежи. Соотношение между ними заметно влияет на экономическое поведение людей. В частности, когда в структуре доходов преобладают заработки, это стимулирует трудовую активность человека, его усердие инициативу, предприимчивость. Когда же повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнее по отношению к производственной деятельности и заражаются психологией иждивенчества. Поэтому направления и размеры государственной социальной помощи должны быть продуманными, взвешенными и строго адресными.        

          

           

Доманская Ольга Павловна