Среда, 24 Апр 2024, 12.15.18
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Финансовая политика государства

Содержание 

1. Понятие "финансы"

2. Государственный бюджет.

3. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Финансовая политика охватывает весь комплекс мероприятий государства в области финансов. В узком смысле финансами (от лат.financia - наличность,доход) можно назвать денежные средства общества. Однако вокруг этих средств возникает целая система сложных экономических отношений. А именно: деньги надо в определённом порядке и сполна собрать; затем рационально распределить по различным фондам (например, в пенсионный фонд, в фонды развития науки, образования и культуры, в фонды поддержки малого бизнеса и др.); наконец, денежные средства нужно эффективно и в полном объёме использовать по прямому их назначению.

2. Государственный бюджет.

Государственный бюджет называют главным звеном финансовой системы и важнейшим инструментом социально-экономического макрорегулирования . Через современные бюджеты государств в развитых странах перераспределяются от четверти до половины валового продукта нации.  Государственный бюджет (от англ.,франц. budget — от лат.bulga - сумка) - это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Доходы бюджета любой страны формируются прежде всего за счёт различных налогов, а также за счёт некоторых других источников (скажем, через использование или продажу государственной собственности: земли, предприятий, зданий, золота, иного имущества).Расходы же госбюджета идут по двум основным направлениям .Государственные закупки товаров и услуг (оплата поставок вооружений и обмундирования для "силовых структур", оборудования и продуктов питания для школ и больниц, оплата труда работников бюджетной сферы и прочее). 

Государственные расходы служат эффективным экономическим регулятором. Так, увеличивая их, государство может расширять совокупный спрос (скажем, через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); ускорять развитие нужных сфер экономики - прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды (через инвестиции, субвенции, гранты, кредиты).

При этом государственные расходы обладают так называемым мультипликационным эффектом (от лат. multiplicatio- умножение), т.е. эффектом умножения, при котором относительно меньший прирост расходных сумм даёт относительно больший прирост ВНП. Подобный "эффект растущего снежного кома" объясняется тем, что увеличение госинвестиций (скажем, в строительство дорог) вызывает рост не

только первичного производства (самого дорожного строительства), но и вторичного (производства асфальта), третичного (добычи для асфальта сырья),четвертичного (геологических работ) и т.д.

Величину эффекта мультипликации в подобных хозяйственных цепочках отражает особый коэффициент -мультипликатор ВНП. Он показывает рост национального продукта при данном увеличении объёма инвестиций. Так, если инвестиционные расходы, скажем, в 5 д.е. увеличили ВНП на 20 д.е., то мультипликатор равен 4 (20:5).

В зависимости от соотношения между доходами и расходами госбюджета различают три его варианта : первый - бюджет с профицитом (от лат.proficere - двигать вперёд, наращивать, повышать), то есть с превышением доходов над расходами; второй -сбалансированный бюджет (с равновесием между доходами и расходами); и третий - бюджет с дефицитом (от лат.deficit - недостаёт), при котором доходных сумм не хватает, чтобы покрыть расходы.

 

Доманская Ольга Павловна